22.11.2017 года на базе детского сада № 22 «Надежда» состоялся второй из серии семинаров, направленных на распространение опыта нашей работы в качестве сетевого детского сада проекта «Школа Росатома».

    Он был посвящен теме «Методы формирования разновозрастных сообществ в условиях реализации ФГОС ДО».
   Первая часть семинара была посвящена простому на первый взгляд и очень сложному на самом деле вопросу: что же такое разновозрастное сообщество? Примечательно, что при ответе на этот вопрос участники семинара единодушно рассматривали только возрастной состав детской группы. А может ли одновозрастная группа детского сада считаться разновозрастным сообществом? Оказалось, что да, ведь педагоги и родители воспитанников – тоже часть разновозрастного сообщества детского сада! Вместе с коллегами из детских садов Новоуральска мы анализировали роли детей разного возраста и взрослых в рамках модели разновозрастного сообщества, исследовали психологические особенности взаимодействия детей разного возраста и взрослых, старались выработать единый профессиональный взгляд на ключевые методические и технологические аспекты формирования разновозрастных сообществ.
    Педагогами нашего детского сада были представлены материалы, посвященные сложившейся у нас практике реализации различных форм разновозрастных сообществ: гостевание, шефство, «День выбора» и разновозрастные прогулочные объединения «Двор нашего детства». Основным вопросом со стороны участников семинара было вполне закономерное: «Как обеспечить свободное и безопасное движение детей, если педагог перестает быть организатором и становится партнером в рамках сообщества?». В качестве ответа на этот важный и в высшей степени актуальный вопрос коллегам был представлен модуль семинара, посвященный глубокой и мощной работе с правилами в рамках детского (да и взрослого) сообщества и технологии нормотворчества Н. Е. Вераксы. Правила безопасности, культурные нормы, нормы, созданные самими детьми и правила ролевого поведения в разновозрастном сообществе были рассмотрены в рамках семинара, как необходимое условие достижения основной цели – реализации развивающего потенциала разновозрастного сообщества.
    Понимание развивающего потенциала разновозрастного сообщества, как было установлено в ходе семинара, неразрывно связанно с теми целями и задачами, которые стоят перед педагогом, а также с критериями эффективности работы самого педагога. Особенно ярко данная связь проявляется в контексте реализации ФГОС ДО, в котором нет четких образовательных результатов, относительно которых можно выстроить оценку своей деятельности, поэтому необходимым стало формирование новых инструментов оценки эффективности педагогической деятельности. Участниками семинара была изучена и апробирована на практике «Карта оценки эффективности организации разновозрастного сообщества согласно ФГОС ДО».
Конечно, самым запоминающимся модулем семинара стал выход в группы и наблюдение за деятельностью разновозрастных сообществ в реальной жизни нашего детского сада. Всеми участниками семинара была отмечена подлинность (естественность) происходящей в группах детской деятельности, отсутствие отрепетированных моментов, неподдельные эмоции детей и высокий профессионализм наших воспитателей, которые присутствовали в группах как консультанты и помощники для ребят, а не как организаторы процесса. В результате погружения в практику «семинаристы» сформулировали следующие ключевые направления реализации практики формирования разновозрастных сообществ:
— без работы с правилами и нормотворчества деятельность разновозрастных сообществ попросту невозможно;
— педагогу необходимо позволять детям самостоятельно разрешать возникающие у них культурные затруднения, снимая с себя функцию «организатора»;
— работа с родителями по выполнению правил – важная часть жизни детского сада как разновозрастного сообщества.
    Сегодняшний семинар завершился на позитивной ноте вдохновения и эмоциональной заряженности, а впереди ждет еще одна, последняя в уходящем году встреча: «Событийность как форма организации образовательного процесса». Хэдлайнерами этого семинара станут победитель Конкурса воспитателей, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования проекта «Школа Росатома» Екатерина Львовна Фура и полуфиналист конкурса Полина Анатольевна Рыльских. Ждем с нетерпением!

  • Click to enlarge image 23658877_1487066011340757_7544552917387693259_n.jpg
  • Click to enlarge image 23754971_1487065011340857_9204530982089803464_n.jpg
  • Click to enlarge image 23755788_1487065148007510_1122869951836194495_n.jpg
  • Click to enlarge image 23795548_1487067014673990_1222661161481226115_n.jpg
  • Click to enlarge image 23905356_1487066251340733_8121488934923851930_n.jpg
  • Click to enlarge image 24058924_1487068228007202_4545258751685996992_n.jpg
  •  
 

Мы в соцсетях

 
Наверх