14 марта в детском саду № 22 «Надежда» состоялся премьерный показ мюзикла «Сказочное приключение», захватившего детей, родителей и педагогов.
Представление у наших воспитанников получилось необычное, подготовленное и исполненное самими ребятами от идеи до конечного продукта. «Что же из этого получилось?» - спросите вы. Итак, поднимем занавес…
С чего всё началось? С вопроса музыкального руководителя Елены Ушаковой к детям разных возрастных групп, которые посещают танцевальные занятия в ансамбле «Планета детства»: «И как же нам сделать интересный концерт в этом году?», обращенного больше к самой себе, нежели непосредственно к детям. Однако наши воспитанники настолько легко входят во взаимодействие с другими детьми и даже со взрослыми (и это неоднократно отмечали наши коллеги из других детских садов и эксперты), что Елена Сергеевна получила разнообразные ответы на свой вопрос незамедлительно. К слову сказать, малыши почти не отставали от своих старших «коллег» в генерации идей. Разработка детьми сценария началась
Опыт сценарной деятельности у старших детей уже был, а ребята помладше достаточно быстро поняли, что делают их более опытные товарищи, и удивительно легко вошли в эту деятельность без поддержки педагога. Елене Сергеевне оставалось только задавать правильные вопросы («Какие номера вы сами хотели бы показать зрителям?», «Что у нас для этого уже есть?», «Кого можно привлечь к подготовке концерта?» и т. д.), когда творческий процесс нуждался в поддержке. Довольно быстро юные артисты выстроили имеющиеся в их арсенале любимые номера (в том числе и прошлогодние, и не только те, которые они прорабатывали с Еленой Сергеевной) в целую историю про незадачливого Снеговика, у которого злая Баба Яга украла любимую метлу. Сюжет – простой, смешной и эмоционально близкий – дети сочиняли сами, и, честно говоря, он получился куда оригинальнее, чем идеи, которыми могли бы поделиться взрослые.
История: Снеговик при непосредственной поддержке детей
Основными выводами по результатам педагогического наблюдения за процессом создания сценария со стали:
1) Дети могут придумать куда более увлекательный и интересный сценарий, чем взрослые, потому что полет их фантазии не так ограничен шаблонами и опытом;
2) Дети способны договориться между собой, взрослому нужно только показать пример, как сделать это культурно, а не проконтролировать процесс принятия решения;
3) Дети – самостоятельные творческие единицы, и если дать им шанс вести вас за собой, они вас очень удивят!
И вот день премьеры, артисты готовятся, родители и приглашенные детьми гости садятся на свои зрительские места, мюзикл начинается… На видео видно, что в общем действе не было ни одного «случайного» ребенка, дети были включены в процесс на 100% и получали от него удовольствие, проживали выбранную ими роль, сказочный сюжет, который придумали сами. Что поразило нас, взрослых, принимавших участие в подготовке мюзикла, так это спонтанные действия детей в ходе представления.
Что же произошло? В первую очередь дети глубоко прочувствовали, что мюзикл – это ИХ продукт, они вкладывали в него силы и начали относиться к нему с трепетом. Такое отношение привело их к принятию на себя ответственности за свой продукт, подогретое желанием показать зрителям собственную сказку из своих самых любимых музыкальных номеров. Кроме того, командная работа, где не было Лица, Принимающего Решения – ни педагога, ни единственного лидера, ни «мозга» операции, - привела к формированию своеобразного «коллективного разума», позволяющего детям быстро координировать свои действия, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам своих партнеров. Дети стали даже не командой, а единым организмом. Такого уровня слаженности взаимодействия не ожидал никто из взрослых (а большинство просто не верило, что дети на это способны).
Закрепить позитивный опыт помог и просмотр артистами видеозаписи с выступления. Ребята высоко оценили качество своего продукта, однако самым ценным было выражение восторга на детских лицах)))
Что касается взрослых, то и им в образовательном событии досталась далеко не второстепенная роль.
В заключение хочется отметить, что это событие уже больше относилось к продуктивной деятельности детей, чем новогодние праздники, где ведущей