14 марта в детском саду № 22 «Надежда» состоялся премьерный показ мюзикла «Сказочное приключение», захватившего детей, родителей и педагогов.

   Представление у наших воспитанников получилось необычное, подготовленное и исполненное самими ребятами от идеи до конечного продукта. «Что же из этого получилось?» - спросите вы. Итак, поднимем занавес…
   С чего всё началось? С вопроса музыкального руководителя Елены Ушаковой к детям разных возрастных групп, которые посещают танцевальные занятия в ансамбле «Планета детства»: «И как же нам сделать интересный концерт в этом году?», обращенного больше к самой себе, нежели непосредственно к детям. Однако наши воспитанники настолько легко входят во взаимодействие с другими детьми и даже со взрослыми (и это неоднократно отмечали наши коллеги из других детских садов и эксперты), что Елена Сергеевна получила разнообразные ответы на свой вопрос незамедлительно. К слову сказать, малыши почти не отставали от своих старших «коллег» в генерации идей. Разработка детьми сценария началась как-то сама собой, без всякой инициативы со стороны музыкального руководителя. Просто в момент, когда дети решали между собой кого отправить на добычу ватмана и фломастеров в Изостудию, Елене Сергеевне стало понятно, что начало разворачиваться полноценное событие, в котором основной задачей педагогов было побыть в роли ассистентов.
   Опыт сценарной деятельности у старших детей уже был, а ребята помладше достаточно быстро поняли, что делают их более опытные товарищи, и удивительно легко вошли в эту деятельность без поддержки педагога. Елене Сергеевне оставалось только задавать правильные вопросы («Какие номера вы сами хотели бы показать зрителям?», «Что у нас для этого уже есть?», «Кого можно привлечь к подготовке концерта?» и т. д.), когда творческий процесс нуждался в поддержке. Довольно быстро юные артисты выстроили имеющиеся в их арсенале любимые номера (в том числе и прошлогодние, и не только те, которые они прорабатывали с Еленой Сергеевной) в целую историю про незадачливого Снеговика, у которого злая Баба Яга украла любимую метлу. Сюжет – простой, смешной и эмоционально близкий – дети сочиняли сами, и, честно говоря, он получился куда оригинальнее, чем идеи, которыми могли бы поделиться взрослые.
   История: Снеговик при непосредственной поддержке детей все-таки нашел Бабу Ягу, и даже вежливо попросил ее вернуть любимую метлу, однако злая колдунья не согласилась и отправила непрошеных гостей не куда-нибудь, а прямиком в лето (идея этого хода спонтанно родилась у кого-то из детей и «ушла в команду»)! Теперь всей честной компании нужно как можно быстрее вернуться обратно в зиму, пока Снеговик не растаял. Для этого дети спрашивали дорогу у Пугала, лягушек и даже крокодила, а в итоге пустились в обратный путь на машине времени, которую для них нарисовали художники. Пойманная врасплох Баба Яга не смогла снова заколдовать Снеговика и его отважных спутников, потому что их защищала сила дружбы. В итоге все закончилось хорошо: Баба Яга тоже захотела со всеми дружить, в том числе и со Снеговиком, так что любимая метла вернулась к хозяину, а дети – в детский сад, к мамам и папам.
   Основными выводами по результатам педагогического наблюдения за процессом создания сценария со стали:
1) Дети могут придумать куда более увлекательный и интересный сценарий, чем взрослые, потому что полет их фантазии не так ограничен шаблонами и опытом;
2) Дети способны договориться между собой, взрослому нужно только показать пример, как сделать это культурно, а не проконтролировать процесс принятия решения;
3) Дети – самостоятельные творческие единицы, и если дать им шанс вести вас за собой, они вас очень удивят!
   И вот день премьеры, артисты готовятся, родители и приглашенные детьми гости садятся на свои зрительские места, мюзикл начинается… На видео видно, что в общем действе не было ни одного «случайного» ребенка, дети были включены в процесс на 100% и получали от него удовольствие, проживали выбранную ими роль, сказочный сюжет, который придумали сами. Что поразило нас, взрослых, принимавших участие в подготовке мюзикла, так это спонтанные действия детей в ходе представления. Во-первых, когда на сцене после номера остался реквизит, дети сами (!) без всяких предварительных обсуждений на репетициях и без подсказки взрослых (которые были в положительном культурном шоке) быстро и организованно убрали его в кулисы. Во-вторых, у детей не было закрепленных мест, в процессе выступления они расходились и пересаживались, при этом не возникло ни одного конфликта, потому что общее дело было для каждого важнее собственных переживаний. В-третьих, все казусы разрешались детьми самостоятельно и незаметно прямо в процессе выступлений (высший пилотаж даже для профессиональных артистов, а дети пришли к этому опыту самостоятельно благодаря незарепетированности). Даже самая тщательная подготовка утренников и концертов никогда не давала таких высоких результатов!
   Что же произошло? В первую очередь дети глубоко прочувствовали, что мюзикл – это ИХ продукт, они вкладывали в него силы и начали относиться к нему с трепетом. Такое отношение привело их к принятию на себя ответственности за свой продукт, подогретое желанием показать зрителям собственную сказку из своих самых любимых музыкальных номеров. Кроме того, командная работа, где не было Лица, Принимающего Решения – ни педагога, ни единственного лидера, ни «мозга» операции, - привела к формированию своеобразного «коллективного разума», позволяющего детям быстро координировать свои действия, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам своих партнеров. Дети стали даже не командой, а единым организмом. Такого уровня слаженности взаимодействия не ожидал никто из взрослых (а большинство просто не верило, что дети на это способны).
   Закрепить позитивный опыт помог и просмотр артистами видеозаписи с выступления. Ребята высоко оценили качество своего продукта, однако самым ценным было выражение восторга на детских лицах)))
   Что касается взрослых, то и им в образовательном событии досталась далеко не второстепенная роль. Учитель-логопед смог поработать над грамматическим строем речи и развитием у детей фонематического слуха, речевым дыханием и интонированием, а главное – расширить семантическое поле объема понятий, относящихся к концертно-театральной деятельности (профессии, термины, содержание деятельности и понимание ее основных операций). Воспитатель по изодеятельности помог детям совместно с родителями пройти творческий процесс создания декораций как художественного продукта от идеи до конечного результата: разработка эскизов, выбор материалов и техник создания декораций и атрибутов, взаимодействие всех участников «производственного процесса», эстетическая оценка получившегося продукта. Решение образовательных задач в музыкально-ритмической деятельности стоит отдельного поста. Были решены и общеобразовательные задачи: в сфере когнитивного развития – использование детьми технологии моделирования для фиксации придуманных танцев, а также порядка номеров, формирование элементарных математических представлений, уточнение и дифференциация сенсорных эталонов; в области социально-коммуникативного развития – формирование у детей объема морально-этических понятий «взаимовыручка», «поддержка», «сплоченность» (дети даже бабе Яге озвучили, что их сила – в единстве), развитие навыков командной деятельности в разновозрастном сообществе, коллективного принятия решений; в области физического развития – развитие координации движений, крупной и мелкой моторики.
   В заключение хочется отметить, что это событие уже больше относилось к продуктивной деятельности детей, чем новогодние праздники, где ведущей все-таки была игра. Эта положительная тенденция наблюдается нами уже не в первом событии (существует еще Телестудия «Сказкины новости» и футбольная команда «Белые медведи»). Сам переход культурного опыта, полученного воспитанниками в событии, в их самостоятельную продуктивную деятельность говорит об успешности реализации в нашем детском саду технологии образовательного события!

  • Click to enlarge image 1.jpg
  • Click to enlarge image 3.jpg
  • Click to enlarge image 4.jpg
  • Click to enlarge image 6.jpg
  • Click to enlarge image 7.jpg
  •  

 

Мы в соцсетях

 
Наверх